Замена цепи в двигателе Nissan Murano (Фотогалерея)

09-06-2012

О двигателе

VQ - V-образный шестицилиндровый двигатель производства Nissan. Это второй по популярности в наши дни автомобильный двигатель после рядного четырехцилиндрового двигателя. VQ35DE 3,5 л используется во многих современных автомобилях Nissan. Двигатель устанавливался на Nissan Skyline, Teana, Maxima, Murano и другие, а также Renault Laguna Coupe.

Диагностика

Диагностика в этот раз была не очень сложной. Владелец машины говорил, что слышит стук, поэтому диагностика была направлена на локализацию этого стука и выявление его причин. Для диагностики использовалось специальное устройство, подобное тому, что используют врачи для прослушивания сердца и легких - стетоскоп. Звук был локализован довольно быстро - он раздавался между двумя головами двигателя, движущийся элемент в этой части - цепь. Конечно, обязательно прослушивались и другие элементы. Звук мог оказаться блуждающим, то есть слышимым в одном месте, в то время как источник находится в другом. Но в данном случае звук был локализован довольно точно. Не очень понятно, почему на других сервисах не смогли выявить проблему. Также прослушиваться подобным образом могла муфта - она находится там же, где и цепь. Но точно определять, в чём проблема - в муфте или цепи - не имеет смысла, так как для уточнения всё равно нужно вскрывать именно эту часть двигателя. Поэтому более точная диагностика не делалась. Окончательно убедились в поставленном диагнозе уже после вскрытия. Когда двигатель был снят, а крышка откручена - можно внимательнее посмотреть на цепь. Были видны явные провисания цепи - она была не натянута. В принципе, в данном случае это было видно на глаз. Однако если на глаз оценку сделать сложно, можно оценить степень растяжения, выложив цепь на стол и сравнив с новой. Либо, если новой цепи на руках нет, можно измерить длину 10 звеньев и сравнить со значением в инструкции. Помимо растяжения цепи во время диагностики других неисправностей, связанных с двигателем, выявлено не было.

О ГРМ

Двигатель —  самая важная часть автомобиля, его сердце. Цепь ГРМ (цепь газораспределительного механизма) — пожалуй, один из самых ответственных узлов двигателя автомобиля. Он представляет из себя замкнутую цепь, синхронизирующую коленчатый и распределительный валы двигателя. Благодаря цепи обеспечивается своевременное открытие и закрытие клапанов двигателя. Клапаны осуществляют впуск в камеру сгорания топливной смеси и выпуск после рабочего цикла отработанных газов. Таким образом, цепь грм фактически отвечает за корректную работу двигателя.В разных автомобилях используются разные варианты исполнения узла газораспределительного механизма. Иногда используется ремень - резиновый, с насечками с внутренней стороны. В VQ35DE используется цепная передача. При использовании ремненной передачи замена ремня обычно требуется примерно раз в 60-100 тысяч км. Цепь более долговечна и надёжна - ходит не менее 120-150 тысяч км, а необходимость замены определяется её реальным состоянием.Любой ремонт двигателя для человека, который не занимался им и не изучал вопрос достаточно пристально - важная и даже в чём-то немного загадочная операция. Про необходимость и значимость замены ремня и цепи с точки зрения нормальной работы двигателя ходит много информации и слухов. Зачастую в подобной информации не проводится грань между цепью и ремнем. При этом разница с точки зрения обслуживания автомобиля существенна. Иногда случается, что владелец машины под впечатлением от прочитанного или услышанного о необходимости замены ремня считает, что на его автомобиле необходимо произвести такую замену. В реальности же, если в автомобиле стоит цепь, скорее всего подобной необходимости нет: цепь имеет гораздо больший ресурс. Да и менять её "на всякий случай" совершенно нецелесообразно - это сложный и довольно долгий процесс (требуется практически 2 полных дня!), особенно если сложность сравнивать со сложностью замены ремня.

О процессе

Процесс замены ремня ГРМ, как уже говорилось ранее, сложный и трудоёмкий. Он требует ответственного отношения и внимания, точности и аккуратности, последовательности и следования техпроцессу.Так как замена цепи требует весьма основательной разборки многих узлов, есть смысл вместе с заменой цепи выполнить ещё ряд работ. Например, часто производится замена помпы - она также находится за боковой крышкой двигателя и для её замены нужно снять цепь. Срок службы помпы обычно 120-130 тысяч км, что примерно равно сроку службы цепи, поэтому они часто меняются вместе.Также вместе с заменой цепи часто меняются все прокладки - боковой крышки, клапанной крышки, прокладки соленоидов и т.п.Сам процесс замены цепи, как уже говорилось, довольно трудоёмок. Отчасти потому что необходимо снимать двигатель. Рассмотрим все эти шаги в отдельности.

Съемка и установка двигателя

Процесс съемки и установки двигателя - не столько сложный, сколько трудоёмкий, тяжелый и требующий аккуратности. Во время съемки и установки важно не повредить различные элементы. Всё должно быть в целости и сохранности, даже то, что может показаться мелочью: не должен быть отломан пластик, должны быть закручены все болты. Что и говорить об отсутствии "лишних" деталей.

Разборка

Если наблюдать за процессом разборки со стороны - очень просто потерять "нить повествования". Одна за одной, проделываются десятки операций - быстрых и мелких (но может быть при этом очень важных), тяжелых и долгих (при этом по сути своей простых). Всё встаёт на свои места, если из наблюдателя "со стороны" превратиться в непосредственного участника процесса. Или, хотя бы, просто попробовать разобраться в процессе. Паззл из операций начинает собираться в довольно стройную последовательность действий, которую зачастую невозможно проделать в другом порядке, упустив какие-то моменты или оставив их на потом. Почему так получается? Ответ простой: пока не разобраны некоторые другие узлы, к нужным узлам нет доступа. Каждое новое действие в процессе разборки открывает возможность какого-то другого действия или нескольких действий.Можно скептически относиться к целесообразности каких-то действий. Например, можно сказать, что цепь можно поменять и без съемки двигателя. Действительно, зачем? Казалось бы, цепь не затрагивает ни один из узлов, отвечающих за крепление двигателя. На практике же получается, что для замены цепи без съемки двигателя нужно сломать руку в трех местах. Да и ошибиться в таких условиях проще (если получилось найти ломающуюся руку) - например, повредить крышку или неточно установить цепь.

Нюансы двигателя

В процессе разобрки и сборки стоит учитывать ряд нюансов двигателя. Зачем? Можно сказать, чтобы убить двух зайцев сразу. А можно сказать и иначе - чтобы не делать одну и ту же большую работу дважды.Первый нюанс - особенность замены свечей. Этот нюанс касается всех V-образных двигателей, так как из-за их конструктивных особенностей для доступа к свечам требуется снятие впускного коллектора. Поэтому при разборке двигателя лучше поставить новые свечи, пока доступ к ним свободный. При съеме коллектора стоит обратить внимание на прокладку коллектора. Несмотря на то, что она многоразовая, рекомендуется её менять каждое второе снятие коллектора.Вторая особенность - помпа. Как уже говорилось ранее, срок службы помпы - примерно 120-130 тысяч км. Для замены помпы нужно снимать боковую крышку и цепь - а, значит, снимать, разбирать двигатель, да и проделывать все те же операции снова.Следующая особенность, вернее, группа особенностей - набор резиновых прокладок. На фото хорошо видно (по наличию масла снаружи), что прокладки клапанов крышек текли, и текли давно, поэтому прокладки нужно заменить. Рекомендуется менять прокладки вне зависимости от того, текут они или нет, потому что в данный момент доступ к ним свободный. В целом, резиновые прокладки никак не диагностируются и заменяются полным комплектом при выполнении подобных работ.Также осматриваюся пластиковые салазки (направляющие), в которые входит цепь. Если салазки изношены - на них появляются бороздки, если бороздки больше 1мм в глубину - салазки очень сильно изношены.Список запчастей, необходимых для процесса замены цепи ГРМ представлен ниже в таблице (допинать Кирилла сделать таблицу).Затрагивая тему необходимых запчастей стоит заметить, что при съеме двигателя становятся доступны многие узлы подвески - возможно, уже на этапе сборки будет иметь смысл заодно заменить при необходимости, например, стойки стабилизаторов или рулевые наконечники. Любую часть подвески, демонтируемую при съеме двигателя, заменять будет удобно.

Установка цепи

Казалось бы, уже столько работ выполнено, но, на самом деле, это только начало. Основная часть работ - установка цепи - начинается только сейчас. На двигателе VQ35DE цепь состоит из трех частей - двух малых цепей и одной большой.Для того, чтобы надеть малые цепи - необходимо снять шестерни распредвалов. Со временем шестерня затягиватеся с большим усилием, и для того, чтобы её открутить, нужно зафиксировать распредвал обычным ключом. Это операция, пожалуй, претендует на звание самой тяжелой или требующей наибольших усилий во всём процессе.Просто надеть цепь - недостаточно. Если снятие шестерней распредвалов можно назвать самым тяжелым процессом, то корректная установка цепи - однозначно является операцией, требующей наибольшей точности следования инструкции и аккуратности.Если снять и разобрать двигатель можно пользуясь какими-то общими соображениями, то для установки цепи строго нужна инструкция. В прочем, это не совсем верно. Перед снятием цепи двигатель нужно выставить по меткам, которые содержатся в инструкции. В ней содержится много важных данных, например усилия, с которым закручиваются гайки, метки, по которым устанавливается цепь и т.п. Несоблюдение требований инструкции скорее всего приведет к фатальным последствиям для двигателя.Помимо точности следования инструкции стоит обратить внимание на инструмент. Для затягивания болтов с усилием, обозначенным в инструкции, необходим динамометрический ключ. Так как данная работа требует достаточной точности, недопустимо использовать недостаточно качественные или неточные ключи, например со стрелкой - помимо низкой точности (по шкале), они неудобны в использовании, что также нарушает точность. Например, закручивая с усилием 10 Нм можно ошибиться на 3 Нм, т.е. фактически точность будет порядка 30%. При замене цепи в данном случае использовались исключительно цифровые динамометрические ключи с точностью 0,4 Нм и 1 Нм.

Сопутствующие работы

Когда цепь успешно установлена, начинается этап сборки. Пусть самое сложное уже позади, предстоит выполнить ещё немало работы. Если до этого процессы были тяжелыми или требующими точности, то после установки цепи начинается череда довольно монотонных операций - нужно очистить двигатель и снятые с него снятые детали перед установкой.Со временем на двигателе накапливаются отложения. Если двигатель не мыть какое-то время - отложения становятся настолько большими, что рано или поздно они отваливаются. Обычно это происходит при смене типа масла. Например, долгое время в двигатель заливалось масло Castrol, в результате чего при эксплуатации образовывалось большое количество масляного нагара. Затем по какой-то причине было решено сменить масло - и было залито, например, Mobil - масло начало отмывать накопившийся нагар, от чего нагар начал отваливаться. Так как мотор цепной - вкрапления отвалившегося нагара засоряют канал натяжителя, который не толще иголки. Когда канал забивается, натяжитель перестаёт работать, цепь ослабляется и растягивается. В результате приходим к тому, что было, поэтому очистка обязательна.Особое внимание уделяется очистке поверхностей, прилегающих друг к другу, на которые будет наноситься герметик. Во-первых, нужно удалить остатки старого герметика. Для этого обычно используется нож. Стоит быть предельно аккуратными при очистке - в данном двигателе используется алюминий, а не, например, чугун - случайно повредить поверхность гораздо проще, из-за чего места соединений могут в последствии течь, что может грозить гораздо более дорогостоящим ремонтом.После удаления остатков старого герметика ножом и обработки поверхностей специальным очистителем, важно не забыть высушить места, на которые будет наноситься герметик и проследить, чтобы на них не было масляных пятен. В противном случае герметик может плохо пристать. Высушивать детали внутри можно, но не обязательно - используемые очищающие жидкости испаряются.И, конечно, нельзя не обратить внимание на выбор самого герметика. В данном случае использовался лучший герметик из линейки Loctite. Наверное, можно сказать, что он не течет... никогда, если речь идёт о подобном применении. Даже если проехать 100 тысяч км. Обычно проблемы герметиков видны не сразу - со временем, как и сальники, герметики начинают течь. Сэкономив на этой простой вещи можно получить проблемы, которые рано или поздно приведут к аналогичной работе. Но выбранный герметик производства Loctite с частицами меди лишен этого недостатка, поэтому и используется в данном случае.

Последние штрихи

И вот, машина практически готова: стоит новая цепь, двигатель собран и уже установлен обратно. Ничего не отломано и не осталось лишних деталей - это, конечно, само собой разумеется. Работы выполнены на высоком уровне. Однако и просто собрать всё обратно - недостаточно. Во время разборки были слиты жидкости - антифриз, моторное масло, жидкость гура. Следует залить новые жидкости, но и этого тоже недостаточно! Не стоит заводить машину сразу надолго: нужно, чтобы жидкости прокачались. После того, как машина успешно завелась, нужно немного покрутить рулём от упора до упора и долить жидкости гура до нужного уровня. И только теперь процесс можно считать завершенным и завершенным успешно.Кстати, когда машина была готова - к ней подошла кошка. Критически обошла машину и гордо удалилась. Одобрила :)